студия мебели

Звоните Пн - Вс: 9 - 21 час

+7(996)331-99-09
Заказать звонок сейчас

Меню сайта

2.2. Значение материального мира в жизни человека

Значение материального мира в жизни человека


Философо-эстетическое значение материального мира в жизни
человека

Пожалуй, ни одна из культурных сфер не выявляет столь полно дуалистического положения человека, выступающего творцом и творением одновременно, как мир вещей.

От античной максимы «человек есть мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный и противоречивый процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. Тот факт, что вещи изменяют облик человека, давно известен, но споры ведутся по вопросу, как меняется его душа от взаимодействия с вещественным миром. Для этого необходимо рассмотреть культуроформирующее воздействие вещей на человека.

Вещь — одна из основ онтологических. Онтология — раздел философии, изучающий бытие. категорий, отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи.

В понятии «материя» заключены представления об единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир.

С одной стороны, под материей можно понимать материал, такой как глина, камень или дерево. Один и тот же материал, например, кусок дерева, может быть материей для различных вещей, таких как ножка стула или ручка молотка. Он может приобрести разные формы в зависимости от намерений столяра. Мы можем также представить, что две ножки стула являются в точности одинаковыми. Они имеют одну и ту же форму. Формы или свойства являются общими. При массовом производстве иголок все они выглядят как одинаковые. Все они имеют одни и те же свойства — форму, размеры, цвет и т.д. И тем не менее они являются различными иголками, а не одной и той же иголкой, потому что каждая иголка обладает своей собственной «материей». Именно это обладание делает их разными вещами, а не одной. Оно приводит к тому, что иголки занимают в пространстве разные места — например, рядом друг с другом, и что никогда несколько иголок не занимают одно и то же место
в пространстве. В этом смысле материя является тем, что «индивидуализирует», то есть тем, что делает вещь отдельной вещью. Материя в этом смысле рассматривается, следовательно, как принцип индивидуализации. (Скирбек Г., Гилье Н. История философии/ под ред. С.Б.Крымского. — М., 2003. — с.124)

Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства, а место и роль данной вещи в определённой системе выражаются через её отношения с другими вещами.

В свое время испанский мыслитель Франсиско Суарес (1548 — 1617 гг.) так определял проблему основания всех вещей: «В каждой вещи заключен ее собственный принцип индивидуальности, поскольку каждая вещь представляет собой онтологически неразрывное соединение сущности и существования, потенции и акта, материи и формы и других «элементов бытия» Фомина О.В. Эволюция отношения человека к вещи в XX-XXI веке [Электронный ресурс] / Электронный журнал — archvuz — Режим доступа к журн.: http://archvuz.ru/.

Аристотелевское понимание вещи также связано с тем, что «каждая вещь стремится реализовать присущие ей возможности (потенциальности) наилучшим образом. В этом заключается цель каждой вещи. Все вещи жаждут «высшего». В этом смысле актуализация потенциальности вещи является телеологической. Эта жажда и эта реализация через изменения присущи каждой вещи. Но в мире каждый вид обладает своим собственным местом». (Скирбек Г., Гилье Н. История философии/ под ред. С.Б.Крымского. — М., 2003. — с.129)

Как элемент культуры, как результат человеческой деятельности вещь — явление, имеющее сложную природу: она выступает не только как материальный продукт, но и как феномен, несущий в себе духовный смысл.

Движение от предметной природности в сторону культурной вещественности
отражает преобразующий характер человеческой деятельности. И это закономерно, поскольку вещь хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Вещи влияют на многообразие форм социальной жизни, видов деятельности, создают предметную среду — вторую природу. Вещественный слой универсума есть нечто большее, чем сумма составляющих его элементов.

Вещь предстает в современном сознании не только и не столько в процессуальном плане, а как живая форма деятельности людей. Как известно, жизнь — это абсолютная форма для всего живого. Однако в определенных культурных условиях возможно возникновение жизни вещи за счет ее контакта с человеком.

Слово «вещь», будучи широко употребительным в основном своем значении, в повседневном обиходе приобретает различные дополнительные значения, которые либо суживают, либо расширяют объем понятия, выраженного этим словом.

В академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово «вещь» обозначает понятие о всяком неодушевленном предмете. Но вместе с тем это понятие резко ограничивается указанием на то, что обычно вещь — изделие человека.

Однако уже В. Даль отмечает, что в широком смысле вещь — это все то, что доступно чувствам. Такое же значение этого слова выделяет и ряд других словарей. Так, вещь — это «всякий предмет чувственного восприятия», «предметы, явления объективного мира, существующие вне нашего сознания», «всякое материальное явление, отдельный предмет, изделие и т.п.».

К общекультурным свойствам вещи можно отнести ее материальность, чувственное воздействие, объективность, неразрывную связь вещи с человеком, с контекстом и ситуацией как условиями реализации вещи в человеческой жизни.

Смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой — на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, ее смысл наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга.)

Знаковый характер вещей определяется с учетом их свойств отражать в человеческом сознании объективные связи и отношения между предметами и
явлениями действительности: истинности-ложности, реальности ирреальности, известности-неизвестности, возможности-невозможности, зависимости-независимости, определенности-неопределенности и др.

Таким образом, вещь, зарождаясь в голове человека, проходя через его руки, теряет свою омертвелость, ассимилируется в культурном контексте. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры. В то же время можно выделить интеллектуальную, историческую, художественную сферы бытования, в каждой из которых существуют свои, специфические законы в отношении к ним.

Человекотворность мира земной реальности позволяет рассматривать вещи как форму организации психоментальной деятельности человека и как субстанциональное начало бытия.

Возможность соответствующего взгляда на вещь открывает теория ценностей, при этом аксиологическая интерпретация сталкивается с деятельностно-технологической и знаково-символической. Семиотическая и информационная трактовка вещей также позволяет извлечь богатейшую культурологическую информацию о человеке.

Таким образом, вещь является сложным понятием, включающим в себя как
перцептуалъные (непосредственно воспринимаемые), физические свойства, так и ее культурные, метафизические смыслы.

Культурология, которая в последние десятилетия сделала вещь предметом своих размышлений, в своих исследованиях концентрируется на эстетической, методологической, антропологической проблематике, на проблемах философии повседневности, а также на новых теоретических вопросах, которые несет с собой проблематика онтологии человеческих творений.

«Личная» вещь как неотъемлемый элемент жизни человека выражает, с одной стороны, внутренний мир, духовную сущность ее обладателя, с другой — отражает его общественное положение, статус, отношение к окружающим людям, к обществу в целом. Личная «вещесфера» человека — это те атрибуты его социального бытия, которые создают у него ощущения комфорта, защищенности, благополучия, принадлежности, сопричастности, удовлетворения, состоятельности.

В культуре (в частности, хозяйственной) соединяются два начала — духовное и материальное, и, следовательно, вещь как элемент культуры дуалистична, содержит и духовное и материальное начало. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга. — Библиотека Гумер — Режим доступа к книге: http://www.gumer.info/)

Духовные свойства — свойства, созвучные духовным потребностям человека. Духовные и душевные свойства личности человека, его индивидуальность отражаются в его «частном» вещном поле.

Повседневно-бытовая среда состоит из вещей, изготовляемых, производимых на рынок, неограниченно тиражируемых. Мой выбор индивидуален, но сами вещи индивидуальности лишены, могут быть куплены или изготовлены каждым независимо от того, пережил ли другой человек то содержание, ради которого я впервые подобрал и приобрел эти вещи. Призванные выразить личный вкус и тем самым личное мироощущение, они начинают использоваться и распространяться независимо от меня, их для себя избравшего, по законам моды, в которой по самой ее природе все личное изначально опосредовано безличным и становится безличным уже в момент возникновения.

«Личная» вещь как атрибут «своего» пространства человека оказывает культуроформирующее воздействие на человека. Характер, интенсивность
этого воздействия обуславливают различные факторы: например, одно- или
многообразие предметного минималистичность, окружения, динамичность,
его наполненность константность, или национальная направленность и другие.

Вещная среда обычно рассматривается с точки зрения антропологического подхода — с позиций человека как творца или потребителя. Но в системе отношений человека и вещи (как элемента материально-духовного мира повседневности) первый выступает не только как субъект, формирующий свою жизненную среду, но и как объект, изменяющийся под воздействием материально-культурной среды (состоящей, в том числе, и из повседневных вещей).

Особый взгляд на вещь как на путь (способ, орудие, инструмент) к познанию личности человека представлен в художественной литературе (художественной антропологии), например, в творчестве О. Бальзака, Н. В. Гоголя, В. Набокова, А. Платонова и др.

Описание вещей в произведении — способ акцентирования внимания читателя на внутреннем мире персонажа (например, шкатулка Чичикова в «Мертвых душах»); на определенных специфических чертах его личности (В. Набоков, «Защита Лужина»); выражение ценностных ориентации персонажа (творчество А. Аверченко, Тэффи и др.). Вещь предстает символом социального статуса (Н. В. Гоголь «Шинель»); отражает социальную память и личные достижения (С. Довлатов «Чемодан»); является незаметным, но внимательным «наблюдателем» человеческих жизней (Т. Фишер
«Коллекционная вещь»).

Как чрезмерный интерес, так и равнодушие к вещам свидетельствуют о внутренней духовной, эмоциональной дисгармонии. Вещь может выступать индикатором настроения и общего эмоционального состояния человека. Не только цветовые предпочтения, описанные в психологических тестах, но и выбор вещей определенного типа, той или иной формы, отражают специфические черты характера персонажа (Т. Эгген «Декоратор»; Д. Фаулз «Коллекционер»).

Предметы бытового обихода — всегда обладали знаковым содержанием и потому характеризовали социокультурную принадлежность человека, ими пользовавшегося. Тога также представляла комплекс духовных и социально правовых характеристик римского гражданина, как зипун — мир и положение русского крестьянина XIX века. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга. — Библиотека Гумер — Режим доступа к книге: http://www.gumer.info/)

Такая связь между предметами повседневной жизни и культурной принадлежностью была мало избирательной и вне индивидуальной. Два односельчанина характеризовались, благодаря зипуну, как крестьяне, но человеческое и психологическое отличие одного от другого с помощью зипуна не выразить.

В последние десятилетия положение изменилось. Человек получил возможность выразить тонкие оттенки своего индивидуального культурного самоощущения и эмоционального отношения к действительности, комбинируя различные предметы одежды, аксессуары. Обстановка жилья, использование новинок техники служат той же цели. Повседневная жизнь и ее инвентарь взяли на себя во второй половине XX века функцию эмоционального общественного самовыражения, которая так долго была монополией идеологии, слова, высокого искусства.

Вместе с тем, не существует дисциплины, в рамках который было бы возможно составить целостную картину, которая одновременно включала бы в себя не только сведения о физических, технических характеристиках вещи, но и знания о ее метафизических: символических, эстетических, культурных, антропологических смыслах.

Попыткой создания подобной науки стала предложенная М. Н. Эпштейном «реалогия» (от лат. res — вещь) — дисциплина, смысл которой заключается в изучении такой сущности вещи, которая не сводится к техническим качествам изделия, к экономическим свойствам товара или к эстетическим признакам произведения, а предполагает исследование вещей и их экзистенциального смысла «в соотношении с деятельностью и самосознанием человека». Вещь в границах реалогии предстает как
самоценное бытие, как единичность, не сводимая ни к материи, ни к идее.

Современная вещь становится все более коннотативной Коннотативный — вызывающий ассоциацию., она функционирует не только на прагматическом,
утилитарном, но и на эмоциональном уровне, затрагивая духовную сферу жизни человека. Как отмечает Г. С. Кнабе, «с раскрывшимися в вещах разнообразными духовными свойствами связан целый ряд существенных явлений культуры».

Культура в современном ее значении является уже не только совокупностью элементов природы, переработанных людьми, но и миром искусственных образований, вещей, созданных человечеством. Наряду с биосферой возникла и заявила о себе реасфера, обладающая рядом специфических свойств, а главное — стремящаяся к преодолению собственной «нежизненности», механистичности, вторичности.

Осмысление предметной культуры осуществлялось человечеством на разных уровнях и в различных плоскостях, начиная с философских экскурсов мыслителей античности, затрагивавших прежде всего вопросы об исходных началах материального мира или о соотношении в нем пользы и красоты, и кончая многочисленными попытками практиков предметного творчества установить факторы, определяющие содержание и форму вещей или сооружений, наметить принципы создания этих объектов, требования к ним.

Одной из категорий вещественной среды является мебель. Мебель является и вещью с утилитарной функцией, и предметом искусства с эстетической функцией. Мебель дает нам представление о вкусах ее владельца. В мебельных формах выражаются склонности людей, их настроение, мысли и требования, особенности различных эпох, морали и обычаев. И если под стилем понимать определенные особенности формовыражения отдельных лиц, эпох или народов, то изделие мебели через свою принадлежность к одной из таких эпох воплощает определенный стиль. Знакомясь с изделием мебели определенных исторических периодов, мы получаем представление об их развитии.

История мебели является важным разделом всеобщей истории искусства и культуры. Она освещает ту часть творческого труда людей, которая направлена на формирование материальной среды. Мир вещей — это информация об эпохе их созидания, о производственных отношениях, о характере и культуре жизненного уклада людей.

Современная промышленность многих стран тиражирует мебель исторических стилей в большом количестве — эту мебель с удовольствием приобретают многие потребители. Но большинству людей историческая мебель малоизвестна, а то и вовсе неизвестна или даже кажется диковинной. Поэтому не только специалисты, но и люди разных профессий не могут обойтись без познаний в области стилей мебели и интерьера. Для того чтобы заимствование опыта прошлого не было случайным и не выглядело нелепо, необходимо знать закономерности проявления мебельных стилей, условия их возникновения и те тесные взаимосвязи, которые существуют между образом жизни людей и формами мебели.

Главной целью изучения истории мебели является знакомство с основными этапами эволюции мебельных форм от древних времен до современности, а также с основными принципами стиле- и формообразования изделий.

Бесплатно
и интересно!

Тест-калькулятор на расчет стоимости кухни
“Как сэкономить при заказе кухни”
Бесплатно пошаговая PDF-инструкция

Выберите куда вам выслать?

Cогласен с условиями политики конфиденциальности данных

Написать