на расчет стоимости
Перезвоним через пару минут
Философо-эстетическое значение материального мира в жизни
человека
Пожалуй, ни одна из культурных сфер не выявляет столь полно дуалистического положения человека, выступающего творцом и творением одновременно, как мир вещей.
От античной максимы «человек есть мера всех вещей» до современной аксиомы «вещь как мера человека» проходит сложный и противоречивый процесс нравственного, гуманистического, общекультурного развития человечества. Тот факт, что вещи изменяют облик человека, давно известен, но споры ведутся по вопросу, как меняется его душа от взаимодействия с вещественным миром. Для этого необходимо рассмотреть культуроформирующее воздействие вещей на человека.
Вещь — одна из основ онтологических. Онтология — раздел философии, изучающий бытие. категорий, отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи.
В понятии «материя» заключены представления об единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир.
С одной стороны, под материей можно понимать материал, такой как глина, камень или дерево. Один и тот же материал, например, кусок дерева, может быть материей для различных вещей, таких как ножка стула или ручка молотка. Он может приобрести разные формы в зависимости от намерений столяра. Мы можем также представить, что две ножки стула являются в точности одинаковыми. Они имеют одну и ту же форму. Формы или свойства являются общими. При массовом производстве иголок все они выглядят как одинаковые. Все они имеют одни и те же свойства — форму, размеры, цвет и т.д. И тем не менее они являются различными иголками, а не одной и той же иголкой, потому что каждая иголка обладает своей собственной «материей». Именно это обладание делает их разными вещами, а не одной. Оно приводит к тому, что иголки занимают в пространстве разные места — например, рядом друг с другом, и что никогда несколько иголок не занимают одно и то же место
в пространстве. В этом смысле материя является тем, что «индивидуализирует», то есть тем, что делает вещь отдельной вещью. Материя в этом смысле рассматривается, следовательно, как принцип индивидуализации. (Скирбек Г., Гилье Н. История философии/ под ред. С.Б.Крымского. — М., 2003. — с.124)
Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства, а место и роль данной вещи в определённой системе выражаются через её отношения с другими вещами.
В свое время испанский мыслитель Франсиско Суарес (1548 — 1617 гг.) так определял проблему основания всех вещей: «В каждой вещи заключен ее собственный принцип индивидуальности, поскольку каждая вещь представляет собой онтологически неразрывное соединение сущности и существования, потенции и акта, материи и формы и других «элементов бытия» Фомина О.В. Эволюция отношения человека к вещи в XX-XXI веке [Электронный ресурс] / Электронный журнал — archvuz — Режим доступа к журн.: http://archvuz.ru/.
Аристотелевское понимание вещи также связано с тем, что «каждая вещь стремится реализовать присущие ей возможности (потенциальности) наилучшим образом. В этом заключается цель каждой вещи. Все вещи жаждут «высшего». В этом смысле актуализация потенциальности вещи является телеологической. Эта жажда и эта реализация через изменения присущи каждой вещи. Но в мире каждый вид обладает своим собственным местом». (Скирбек Г., Гилье Н. История философии/ под ред. С.Б.Крымского. — М., 2003. — с.129)
Как элемент культуры, как результат человеческой деятельности вещь — явление, имеющее сложную природу: она выступает не только как материальный продукт, но и как феномен, несущий в себе духовный смысл.
Движение от предметной природности в сторону культурной вещественности
отражает преобразующий характер человеческой деятельности. И это закономерно, поскольку вещь хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. Вещи влияют на многообразие форм социальной жизни, видов деятельности, создают предметную среду — вторую природу. Вещественный слой универсума есть нечто большее, чем сумма составляющих его элементов.
Вещь предстает в современном сознании не только и не столько в процессуальном плане, а как живая форма деятельности людей. Как известно, жизнь — это абсолютная форма для всего живого. Однако в определенных культурных условиях возможно возникновение жизни вещи за счет ее контакта с человеком.
Слово «вещь», будучи широко употребительным в основном своем значении, в повседневном обиходе приобретает различные дополнительные значения, которые либо суживают, либо расширяют объем понятия, выраженного этим словом.
В академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово «вещь» обозначает понятие о всяком неодушевленном предмете. Но вместе с тем это понятие резко ограничивается указанием на то, что обычно вещь — изделие человека.
Однако уже В. Даль отмечает, что в широком смысле вещь — это все то, что доступно чувствам. Такое же значение этого слова выделяет и ряд других словарей. Так, вещь — это «всякий предмет чувственного восприятия», «предметы, явления объективного мира, существующие вне нашего сознания», «всякое материальное явление, отдельный предмет, изделие и т.п.».
К общекультурным свойствам вещи можно отнести ее материальность, чувственное воздействие, объективность, неразрывную связь вещи с человеком, с контекстом и ситуацией как условиями реализации вещи в человеческой жизни.
Смысловая наполненность вещи базируется, с одной стороны, на ее культурной принадлежности, с другой — на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Вещь становится текстом, содержащим информацию для человека лишь в том случае, если он знает и понимает ее культурную основу. Содержание «текста» вещи, ее смысл наполняется по мере развития способности человека к ее прочтению. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга.)
Знаковый характер вещей определяется с учетом их свойств отражать в человеческом сознании объективные связи и отношения между предметами и
явлениями действительности: истинности-ложности, реальности ирреальности, известности-неизвестности, возможности-невозможности, зависимости-независимости, определенности-неопределенности и др.
Таким образом, вещь, зарождаясь в голове человека, проходя через его руки, теряет свою омертвелость, ассимилируется в культурном контексте. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать вещь как синтезирующий продукт культуры. В то же время можно выделить интеллектуальную, историческую, художественную сферы бытования, в каждой из которых существуют свои, специфические законы в отношении к ним.
Человекотворность мира земной реальности позволяет рассматривать вещи как форму организации психоментальной деятельности человека и как субстанциональное начало бытия.
Возможность соответствующего взгляда на вещь открывает теория ценностей, при этом аксиологическая интерпретация сталкивается с деятельностно-технологической и знаково-символической. Семиотическая и информационная трактовка вещей также позволяет извлечь богатейшую культурологическую информацию о человеке.
Таким образом, вещь является сложным понятием, включающим в себя как
перцептуалъные (непосредственно воспринимаемые), физические свойства, так и ее культурные, метафизические смыслы.
Культурология, которая в последние десятилетия сделала вещь предметом своих размышлений, в своих исследованиях концентрируется на эстетической, методологической, антропологической проблематике, на проблемах философии повседневности, а также на новых теоретических вопросах, которые несет с собой проблематика онтологии человеческих творений.
«Личная» вещь как неотъемлемый элемент жизни человека выражает, с одной стороны, внутренний мир, духовную сущность ее обладателя, с другой — отражает его общественное положение, статус, отношение к окружающим людям, к обществу в целом. Личная «вещесфера» человека — это те атрибуты его социального бытия, которые создают у него ощущения комфорта, защищенности, благополучия, принадлежности, сопричастности, удовлетворения, состоятельности.
В культуре (в частности, хозяйственной) соединяются два начала — духовное и материальное, и, следовательно, вещь как элемент культуры дуалистична, содержит и духовное и материальное начало. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга. — Библиотека Гумер — Режим доступа к книге: http://www.gumer.info/)
Духовные свойства — свойства, созвучные духовным потребностям человека. Духовные и душевные свойства личности человека, его индивидуальность отражаются в его «частном» вещном поле.
Повседневно-бытовая среда состоит из вещей, изготовляемых, производимых на рынок, неограниченно тиражируемых. Мой выбор индивидуален, но сами вещи индивидуальности лишены, могут быть куплены или изготовлены каждым независимо от того, пережил ли другой человек то содержание, ради которого я впервые подобрал и приобрел эти вещи. Призванные выразить личный вкус и тем самым личное мироощущение, они начинают использоваться и распространяться независимо от меня, их для себя избравшего, по законам моды, в которой по самой ее природе все личное изначально опосредовано безличным и становится безличным уже в момент возникновения.
«Личная» вещь как атрибут «своего» пространства человека оказывает культуроформирующее воздействие на человека. Характер, интенсивность
этого воздействия обуславливают различные факторы: например, одно- или
многообразие предметного минималистичность, окружения, динамичность,
его наполненность константность, или национальная направленность и другие.
Вещная среда обычно рассматривается с точки зрения антропологического подхода — с позиций человека как творца или потребителя. Но в системе отношений человека и вещи (как элемента материально-духовного мира повседневности) первый выступает не только как субъект, формирующий свою жизненную среду, но и как объект, изменяющийся под воздействием материально-культурной среды (состоящей, в том числе, и из повседневных вещей).
Особый взгляд на вещь как на путь (способ, орудие, инструмент) к познанию личности человека представлен в художественной литературе (художественной антропологии), например, в творчестве О. Бальзака, Н. В. Гоголя, В. Набокова, А. Платонова и др.
Описание вещей в произведении — способ акцентирования внимания читателя на внутреннем мире персонажа (например, шкатулка Чичикова в «Мертвых душах»); на определенных специфических чертах его личности (В. Набоков, «Защита Лужина»); выражение ценностных ориентации персонажа (творчество А. Аверченко, Тэффи и др.). Вещь предстает символом социального статуса (Н. В. Гоголь «Шинель»); отражает социальную память и личные достижения (С. Довлатов «Чемодан»); является незаметным, но внимательным «наблюдателем» человеческих жизней (Т. Фишер
«Коллекционная вещь»).
Как чрезмерный интерес, так и равнодушие к вещам свидетельствуют о внутренней духовной, эмоциональной дисгармонии. Вещь может выступать индикатором настроения и общего эмоционального состояния человека. Не только цветовые предпочтения, описанные в психологических тестах, но и выбор вещей определенного типа, той или иной формы, отражают специфические черты характера персонажа (Т. Эгген «Декоратор»; Д. Фаулз «Коллекционер»).
Предметы бытового обихода — всегда обладали знаковым содержанием и потому характеризовали социокультурную принадлежность человека, ими пользовавшегося. Тога также представляла комплекс духовных и социально правовых характеристик римского гражданина, как зипун — мир и положение русского крестьянина XIX века. (Кнабе Г. Диалектика повседневности [Электронный ресурс] / Электронная книга. — Библиотека Гумер — Режим доступа к книге: http://www.gumer.info/)
Такая связь между предметами повседневной жизни и культурной принадлежностью была мало избирательной и вне индивидуальной. Два односельчанина характеризовались, благодаря зипуну, как крестьяне, но человеческое и психологическое отличие одного от другого с помощью зипуна не выразить.
В последние десятилетия положение изменилось. Человек получил возможность выразить тонкие оттенки своего индивидуального культурного самоощущения и эмоционального отношения к действительности, комбинируя различные предметы одежды, аксессуары. Обстановка жилья, использование новинок техники служат той же цели. Повседневная жизнь и ее инвентарь взяли на себя во второй половине XX века функцию эмоционального общественного самовыражения, которая так долго была монополией идеологии, слова, высокого искусства.
Вместе с тем, не существует дисциплины, в рамках который было бы возможно составить целостную картину, которая одновременно включала бы в себя не только сведения о физических, технических характеристиках вещи, но и знания о ее метафизических: символических, эстетических, культурных, антропологических смыслах.
Попыткой создания подобной науки стала предложенная М. Н. Эпштейном «реалогия» (от лат. res — вещь) — дисциплина, смысл которой заключается в изучении такой сущности вещи, которая не сводится к техническим качествам изделия, к экономическим свойствам товара или к эстетическим признакам произведения, а предполагает исследование вещей и их экзистенциального смысла «в соотношении с деятельностью и самосознанием человека». Вещь в границах реалогии предстает как
самоценное бытие, как единичность, не сводимая ни к материи, ни к идее.
Современная вещь становится все более коннотативной Коннотативный — вызывающий ассоциацию., она функционирует не только на прагматическом,
утилитарном, но и на эмоциональном уровне, затрагивая духовную сферу жизни человека. Как отмечает Г. С. Кнабе, «с раскрывшимися в вещах разнообразными духовными свойствами связан целый ряд существенных явлений культуры».
Культура в современном ее значении является уже не только совокупностью элементов природы, переработанных людьми, но и миром искусственных образований, вещей, созданных человечеством. Наряду с биосферой возникла и заявила о себе реасфера, обладающая рядом специфических свойств, а главное — стремящаяся к преодолению собственной «нежизненности», механистичности, вторичности.
Осмысление предметной культуры осуществлялось человечеством на разных уровнях и в различных плоскостях, начиная с философских экскурсов мыслителей античности, затрагивавших прежде всего вопросы об исходных началах материального мира или о соотношении в нем пользы и красоты, и кончая многочисленными попытками практиков предметного творчества установить факторы, определяющие содержание и форму вещей или сооружений, наметить принципы создания этих объектов, требования к ним.
Одной из категорий вещественной среды является мебель. Мебель является и вещью с утилитарной функцией, и предметом искусства с эстетической функцией. Мебель дает нам представление о вкусах ее владельца. В мебельных формах выражаются склонности людей, их настроение, мысли и требования, особенности различных эпох, морали и обычаев. И если под стилем понимать определенные особенности формовыражения отдельных лиц, эпох или народов, то изделие мебели через свою принадлежность к одной из таких эпох воплощает определенный стиль. Знакомясь с изделием мебели определенных исторических периодов, мы получаем представление об их развитии.
История мебели является важным разделом всеобщей истории искусства и культуры. Она освещает ту часть творческого труда людей, которая направлена на формирование материальной среды. Мир вещей — это информация об эпохе их созидания, о производственных отношениях, о характере и культуре жизненного уклада людей.
Современная промышленность многих стран тиражирует мебель исторических стилей в большом количестве — эту мебель с удовольствием приобретают многие потребители. Но большинству людей историческая мебель малоизвестна, а то и вовсе неизвестна или даже кажется диковинной. Поэтому не только специалисты, но и люди разных профессий не могут обойтись без познаний в области стилей мебели и интерьера. Для того чтобы заимствование опыта прошлого не было случайным и не выглядело нелепо, необходимо знать закономерности проявления мебельных стилей, условия их возникновения и те тесные взаимосвязи, которые существуют между образом жизни людей и формами мебели.
Главной целью изучения истории мебели является знакомство с основными этапами эволюции мебельных форм от древних времен до современности, а также с основными принципами стиле- и формообразования изделий.
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт «Марка-мебель», (далее – cайт) расположенный на доменном имени https://марка-мебель.рф (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом , которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки
персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт » — это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): https://марка-мебель.рф/, а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» — это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту , а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации.
1.1.5. «Пользователь сайта » (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту , посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта.
1.1.7. «Cookies» — небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на сайт.
2.1. Использование сайта Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту, не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.
3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации, при регистрации на сайте или при подписке на информационную e-mail рассылку.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. фамилию, имя, отчество Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.2.4. место жительство Пользователя (при необходимости)
3.2.5. фотографию (при необходимости)
3.3. защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
— IP адрес;
— информация из cookies;
— информация о браузере
— время доступа;
— реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
3.3.2. Осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. настоящей Политики конфиденциальности.
4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте для его дальнейшей авторизации.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта .
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта , обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта .
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта .
5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.3. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.4. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.5. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.
6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта, и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Для этого достаточно уведомить Администрацию по указанному E-mail адресу.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.
7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
Обновлен:
13.07.2022