студия мебели

Звоните Пн - Вс: 9 - 21 час

+7(996)331-99-09
Заказать звонок сейчас

Меню сайта

2.3. Развитие мебельного искусства

Развитие мебельного искусства


Согласно общепринятому определению, мебель (франц. meuble, от латинского mobilis — подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. К мебели относят стулья, столы, шкафы, кровати, диваны, скамьи и т. д. Она делится на бытовую (в жилище) и на мебель общественных зданий (в школах, яслях-садах, конторах, театрах, кафе). Мебель имеет много подвидов (например, столы подразделяются на обеденные, кухонные, письменные и другие). Применяется также мебель, сочетающая свойства нескольких видов (кресло-кровать,
кресло-стол).

По своим конструктивным и технологическим особенностям мебель делится на передвижную, встроенную, навесную и пристенную, на неразборную и сборно-разборную. Она подразделяется также на жёсткую, мягкую и полумягкую. Одним из важнейших принципов мебельного проектирования является группировка предметов
в гарнитуры, предназначаемые для помещений специализированного назначения (столовых, спален, детских комнат, кухонь и т. п.). Предметы мебели активно участвует в художественной организации интерьера, составляя особую отрасль декоративно-прикладного искусства, а ныне также область художественного конструирования.

Основные элементы художественного языка мебели — архитектоника, пропорции, масштабность (соразмерность предмета и его отдельных частей человеку). В число художественных средств мебели входят фактура, текстура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности изделия (окрашивание, лакировка и др.). Как элементы декора в мебели используется живопись, скульптура, орнамент.

Мебель — постоянно возобновляемый продукт человеческой деятельности, человеком и используемый, один из основных элементов окружающей человека, как принято говорить, предметно-пространственной среды, т.е. элементов среды жилых, общественных и производственных зданий, городской и сельской среды, в том числе открытых рекреационных площадок и т.п. Без мебели не может обойтись ни одно современное транспортное средство.

Уже в силу того, что с теми или иными мебельными объектами, сопровождающими нас прямо от рождения (колыбель) и до самой смерти (домовина), мы всю жизнь ежедневно и ежечасно соприкасаемся в силу их массовости и постоянной в них необходимости, интерес к мебели (утилитарно бытовой или только познавательный) никогда не ослабевает.

Для обеспечения человеческих потребностей мебельная промышленность всего мира (включая мелкие фирмы, кустарные мастерские и частных мастеров) выпускает миллионы видов, типов моделей объектов мебели, которые потребляются миллионами людей всех социальных слоев (групп) и половозрастных особенностей, т.е. старыми и молодыми, взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, здоровыми и больными, семейными и одинокими, богатыми и бедными. Получается, что мебель — это такой объект, который предназначен для всех сторон и граней человеческой
жизнедеятельности: работы и отдыха, сна и учебы, приема пищи и проведения
досуга, спорта и т.д., и т.п. Такие привычные нам и легко узнаваемые предметы создают иллюзию того, что они были всегда и в таком же количестве и разнообразии, что и сейчас.

Единственным недостатком этих предметов-вещей мы, естественно, считаем лишь то, что они, к сожалению, со временем портятся (ломаются), изнашиваются и, хуже того, выходят из моды. Отсюда постоянное стремление периодически менять (обновлять)
мебель на более качественные, современные, модные, более красивые (как нам кажется) и более удобные ее образцы.

Наверное, интерес к мебели как таковой не лежит лишь в русле ее утилитарной полезности (на чем сидеть или, например, спать), хотя это одно из основных ее потребительских свойств. Всегда хочется знать, а что было раньше, на чем сидели или лежали наши предки, где и как хранили свои вещи, на чем писали, ели и тому подобное, какие использовали материалы при изготовлении мебельных объектов, какие те имели формы и декор, как меблировали свои комнаты, много ли было типов мебели, то есть какова была, говоря современным языком, ее номенклатура, и т.д.? Отсюда один шаг до того, чтобы поинтересоваться, о чем думали эти люди, мечтали, к чему стремились, каков был их быт, модные пристрастия и уровень технико-технологических возможностей? Рассмотрение мебельных объектов прошлого позволяет нам ответить на эти и многие другие вопросы.

Известный специалист в области истории и стилистики мебели Н. Н. Соболев считает, что «… отдельные произведения живописи и скульптуры не всегда будут в состоянии дать такое ясное представление о бытовых условиях, в которых находилось общество в ту или иную эпоху, как это сделает изучение хотя бы отдельного образца мебели. Креденца Креденца — невысокий шкаф для посуды с распашными створками, над которыми находятся выдвижные ящики. Столешница может использоваться для декоративной сервировки. Фактически это буфет без верхней прозрачной части. Появился в Италии в эпоху Возрожения, сначала как храмовая мебель, затем домашняя, готической эпохи и сервант. Сервант — шкаф с застекленными полками для хранения посуды, столового белья и приборов. XVII в. — поставцы Поставец — Род невысокого шкафа с полками для хранения посуды и других хозяйственных
принадлежностей, предназначенные служить для одной и той же цели, совершенно различны по наружному виду, материалу, характеру и способу обработки. Формы, пропорции, украшения и даже запоры этих предметов так же разнятся друг от друга, как и породившие их эпохи». (Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели/ А.А.Грашин. М., 2007 — с.3)

Итак, человек создает некий искусственный объект, производит его в гигантских количествах и сам же его потребляет, но не эпизодически (как, например, орудия труда, инструмент), а постоянно, всегда (как одежду, например). Получается, что волей-неволей существующие производительные силы и производственные отношения, стилевые предпочтения и уровень культуры в целом на какой-то промежуток времени (период, эпоху) должны отражаться (и отражаются) в этом объекте наиболее полно. Добавив сюда еще постоянное стремление человека внести в продукты своего труда и предметы окружения в целом некое эстетическое начало, получится не такой уж «простой» и понятный объект, как поначалу представлялось. По мнению Грашина, именно в этом смысле мебель может соперничать лишь с двумя
такими же «известными» объектами человеческой деятельности как одежда (платье) и светильники.

По мысли М. С. Кагана, человека окружает некая система концентрических сфер его деятельности и дизайнерского творчества, то есть некая замкнутая утилитарно-эстетическая среда. Начало формирования этой среды — это сфера украшения собственного тела и сфера проектирования и изготовления художественно-значимой его оболочки, то есть искусство одежды. Далее располагаются сфера проектирования предметов культового, бытового и производственного назначения, придание им в том числе и эстетически значимых свойств и сфера обстановки помещений, то есть
формирование всех элементов интерьера, включая, конечно, и мебель. Заканчивается эта замкнутая среда сферами архитектуры (в собственном смысле этого слова), проектирования средств передвижения и эстетического преобразования самой природы (так называемой «зеленой архитектуры»). (Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели/ А.А.Грашин. М., 2007 — стр.4)

Такая теоретическая модель структурирует и логически выстраивает наши представления, с одной стороны, о предметно-пространственной среде и ее элементах, одним из которых и весьма важным является мебель, а с другой — о весьма значимых аспектах человеческой дизайн-деятельности.

Мебель, как и всякий сотворенный человеком объект «для себя», несет в себе, по крайней мере, две главные функции — утилитарную и эстетическую. Эти функции не просто соседствуют или сосуществуют друг с другом в одном объекте, а находятся в системном единстве, то есть образуют систему функций, когда изменение одной, например, ее ослабление, приводит к изменению другой, например, ее возрастанию, а в целом — к изменению, то есть трансформации, уже самой материальной структуры всего изделия.

Утилитарная функция как бы обслуживает тот или иной деятельностный процесс человека в том или ином пространстве (среде), например, учебные занятия, отдых, прием пищи, работу, сон и так далее. Отсюда оптимальная организация внутреннего пространства здания (помещения) или салона транспортного средства как важнейшее условие оптимизации утилитарной функции, то есть утилитарного использования мебельного объекта. Эстетическая функция мебели связана (иногда весьма тесно) с духовными потребностями человека, с его представлениям о красоте, гармонии.

Кроме того, эстетическая функция связана с понятием «информация», являясь ее носителем и проводником. Мебель рассматривается и как вещь, и как символ. Этот объект семантически переполнен. Он как бы рассказывает нам о ценностных ориентациях отдельных людей, социальных групп и даже общества в целом, важных на тот или иной исторический отрезок времени, является знаком принадлежности людей к той или иной социальной категории, выступает знаком престижа и стандартов потребления в их динамике и развитии, говорит о господствующих модных предпочтениях, сигнализирует о национальных и региональных предпочтениях людей, религиозных верованиях, об уровне техники, технологических возможностях общества, стилевых тенденциях и направлениях развития изобразительных и декоративно-прикладных искусств и всей культуры этого общества.

Отсюда понятна обусловленность любого мебельного объекта, его вида и типа, размеров, морфологического строения и внешней формы многими факторами, главными из которых следует считать: назначение здания и сооружения (места размещения) и их объемно-планировочная структура, уровень архитектуры в целом и тенденции ее развития, изначальный функциональный процесс жизнедеятельности, под который он создается (или подбирается) и, наконец, соответствие эргономическим требованиям — в первую очередь, антропометрии человека и его психофизиологическим данным, особенностям зрительного восприятия. Эти факторы весьма ощутимо влияют не только на вид и тип мебельных объектов, но и на их состав (набор, комплект, серия, гарнитур) и функциональные размеры.

К другой группе важнейших факторов, влияющих на формообразование мебели,
относятся социально-экономические условия общества и эстетические потребности человека и, в конце концов, условия производства и применяемые материалы. Последний фактор (в ряду, а не по значимости) указывает на одну весьма интересную тенденцию использования мебельщиками существующих и вновь появляющихся технологий получения и обработки самых различных естественных и искусственных материалов. Замечено, что самые ультрасовременные технологии, полученные в областях промышленности и прикладного искусства, весьма далеких от мебельного
дела, тут же находят там свое применение, не считая и тех технологий, которые нарабатывает сама мебельная промышленность. Поэтому рассматривая технологические особенности получения только мебельных объектов — современных и доставшихся (известных) от прошлых эпох, можно с достаточной степенью достоверности говорить об уровне технологических возможностей общества, его материальной и технической вооруженности.

Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления всех объектов материальной культуры, соответствующий общественно-политическому строю, материальным возможностям общества, господствующей идеологии, бытовому укладу жизни, уровню развития культуры, эстетических представлений людей и т. д. Поэтому возникновение новых форм никогда не было случайным, оно являлось отражением возникновения и развития тех или иных формаций. Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства. ([Электронный ресурс] / Электронный журнал — Леонес. Немного истории. — Режим доступа к журн.: http://leones.com.ua/)

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.

Приверженность к зооморфизму у древних египтян выражалась изготовлением отдельных элементов мебели в виде частей животных, например, ножек в виде звериных лап. Боковым сторонам кроватей часто придавали форму шагающих зверей. Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства. ([Электронный ресурс] / Электронный журнал — Леонес. Немного истории. — Режим доступа к журн.: http://leones.com.ua/)

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Представление о мебели древних народов может в определенной мере дать наблюдение за жизнью племен, в которых еще сохраняются родовые отношения. Некоторые народности Африки и Южной Америки как в прошлом, так и сейчас с большим мастерством и фантазией изготавливают различные предметы, в том числе и мебель. Мебель из массивной древесины свидетельствует о развитом чувстве формы. Следует отметить ярко символическое выражение формы, знаковость изделия-сиденья: тяжесть сидящего кто-то должен поддерживать.

Мебель рабовладельческого общества также символична, но здесь уже совершенно другой смысл символики. Если сиденье табурета первобытного общества держит человек, сомасштабный с сидящим, оказывая услугу равноправному соплеменнику, то у рабовладельческого общества появился трон, седалище которого держат львы, слоны, много человечков, малых и тщедушных по сравнению с восседающим господином. Символическое изображение власти господина над простолюдинами появилось в ассиро-вавилонской мебели. Отсюда и в архитектуре позднее пошли опоры в виде человеческих фигур — атланты, кариатиды, гермы и т. п. Древние мастера
мебельщики, особенно греки и римляне, дали миру много новшеств, которые вошли в историю мебельного искусства и на протяжении более двух тысяч лет являлись источниками формирования почти всех последующих стилей. Часть этих древних новшеств, не утратили практического значения и в настоящее время.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари — своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

А вот во дворцах и загородных виллах знати в древнем Риме мебель была даже слишком роскошной, украшенной резьбой и инкрустациями, позолотой и цветной эмалью. В стремлении к роскоши римляне использовали и новые материалы для мебельного производства — бронзу и цветной мрамор, из которого делали скамьи и столы с мозаичными столешницами. А римские ремесленники для своих домов создавали удобную и недорогую мебель, сплетенную из ивовых прутьев.

Каждый период вырабатывает свой собственный способ выражения, собственный своеобразный стиль.

Первый европейский стиль периода средневековья — романский — господствовал около 400 лет (VIII—XII века). Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерны тяжелые закрытые формы, статичность. (Кес Д. Стили мебели/ Д.Кес. — Будапешт, 1981. — с.67)

Соответствующей была и мебель, которая изготавливалась в рамках натурального хозяйства в основном крестьянскими мастерами. В этот период понятия «мебель» в современном смысле не существовало, так как постоянные войны и грабежи не создавали условий для благоустройства жилища. Мебельное ремесло было весьма примитивно. Украшением мебели была резьба и кованые железные накладки, которые одновременно выполняли и роль крепежной фурнитуры. Мебель сбивалась грубо, без придания ей пластичности. Античная роскошь, искусство изготовления и оформления были преданы забвению. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры.

Начиная с XII века, под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью стали делать балдахин. Тогда он был обоснован функционально, с целью защиты от холода и создания камерности в больших по размеру и плохо отапливаемых каменных залах замков. К балдахину возвращались и в другие стилевые периоды, но уже больше как к элементу украшения и атрибуту интимизации обстановки.

Готический стиль в мебели в странах Западной Европы продлился целых три столетия — с XII по XV век. В готических замках феодальной Европы родился шкаф. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. (Кес Д. Стили мебели/ Д.Кес. — Будапешт, 1981. — с.78)

Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Шло время, появлялись новые стили в архитектуре и дизайне интерьеров и каждый из них либо изменял уже существующие элементы мебели, либо создавал нечто совершенно новое. Готика сменилась затем на два столетия стилем Возрождения.

В XVII веке во многих странах утвердилась абсолютная монархия. Происходит своеобразная унификация многих сторон жизни. В придворную жизнь аристократии входят пышные парики, расшитые одежды, вычурность манер, неестественность поз и движений. Во всем поведении и быте творится нечто театральное. Общие закономерности эволюции форм и конструкций мебели, их связь с материалом и технологией производства. ([Электронный ресурс] / Электронный журнал — Леонес. Немного истории. — Режим доступа к журн.: http://leones.com.ua/)

Для восхваления разбогатевшей монархии, аристократии и церкви потребовалось искусство нового стиля. Таким стилем стал барокко.

Барокко «принес» канапе и шезлонг, рококо с его любовью к зеркалам — трюмо и стол для туалета с трехстворчатым зеркалом — трельяж.

Стиль барокко, как и его завершающий этап — стиль рококо, — оказывает наибольшее влияние на современные формы художественной мебели, поэтому этим стилям уделим особое внимание.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. «Набивалась» мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Модерн «придумал» кресло без подлокотников и со спинкой в виде половинки раковины. Мебель видоизменялась, то упрощаясь, то усложняясь, в зависимости от тенденций моды. Появились стул без спинки — пуф и без спинки же, но с подушками, диван — софа. Секретеры, серванты, комоды и стеллажи — это уже варианты преображения шкафа.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции — изящная и декоративная, в Германии — прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии — удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название
колониального стиля в мебели.

Россия тоже внесла свой вклад в формирование мебельных стилей. Особенность нашей страны — суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений.
Поэтому мебель была многофункциональной. Изобретение русского интерьера — лавки — это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью. Когда русский быт сравнялся по комфорту с европейским (а иногда и превосходил его), интерьеры в стиле русского
классицизма тоже имели свои особенности: в первую очередь это материал —
карельская береза с неповторимым декоративным рисунком древесины. Интерьеры домов дворян, даже интерьеры царской жилой резиденции — коттеджа в Петродворце — не были вычурными, в них отсутствовала излишняя роскошь. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетов («горок») в столовой с фарфоровой посудой императорских заводов — все очень благородно и функционально.

Эволюция форм архитектуры, техники, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и стиля и моды. Первая группа — это уровень развития техники и технологии, материалы и их свойства. Эти факторы оказывают влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию и эволюционируют форму как бы изнутри. Стиль и мода видоизменяют форму предмета как бы снаружи.

Стиль в архитектуре (а мебель является малой архитектурой) и искусстве понимается как определенная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. Формирование и установление нового стиля — процесс длительный. Особенно таковым он был в прошлом.

Мода — это непродолжительное господство определенного вкуса в какой либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля она характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. Моде свойственна непрочная, быстропроходящая популярность.

Говорить о том, что производственные факторы меняют форму только изнутри, а стиль и мода только снаружи, было бы неверно. Влияние тех и других факторов взаимосвязано. Истории известно немало примеров, когда замена только материала вела к изменению формы, а с изменением стиля менялась технология или привлекались новые материалы.

Изменение производственных факторов всегда объективно и с одинаковой закономерностью сказывается на форме изделий независимо от их содержания — будь то предметы декоративно-прикладного искусства или утилитарные. Стиль же и мода по отношению к разным вещам действуют как бы избирательно. На утилитарный предмет они влияют незначительно. Если же он несет большую долю духовного и имеет эстетическую ценность, влияние стиля и моды на него сильно возрастает.

В прошлом, в эпоху ремесленного производства, стиль формировался в сфере архитектуры и изобразительного искусства. Считалось, что объекты техники не только не оказывали влияние на формирование стиля, но и не являлись его носителями. В действительности же это не так. Рано или поздно, но стиль распространялся и на технику, хотя и в меньшей мере. Предметы, близкие к искусству (мебель, посуда и т. п.), всегда имели тесную связь с ним. Однако художественные начала проникали и в далекий от искусства предметный мир. Так, в период господства готического стиля, который явился вершиной средневековой инженерной и архитектурной мысли, единство предметного мира становится уже явным. Архитектурные формы откровенно копируются и бытовыми предметами.

В более поздний период, когда аристократия и церковь стремились выразить свое богатство и престиж, архитектура барокко XVII — XVIII веков дала формам пышную декоративность и причудливость. При создании бытовых предметов, как и в архитектуре, главное внимание уделялось не функции, а декоративному моменту.

Из приведенных примеров видно, что художественные начала проникали и в далекий от искусства предметный мир. Если же степень декоративности предметного мира сильно возрастала, то это приводило к изменению его функции. Например, ружье, инкрустированное дорогими материалами, использовалось уже не на охоте, а в качестве декоративного предмета на стене. В разряд декоративных предметов переходит, например, и дорогая посуда из хрусталя или фарфора.

Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на самых важных и выдающихся стилях в истории и их проявлении в мебельном искусстве.

Бесплатно
и интересно!

Тест-калькулятор на расчет стоимости кухни
“Как сэкономить при заказе кухни”
Бесплатно пошаговая PDF-инструкция

Выберите куда вам выслать?

Cогласен с условиями политики конфиденциальности данных

Написать