студия мебели

Звоните Пн - Вс: 9 - 21 час

+7(996)331-99-09
Заказать звонок сейчас

Меню сайта

3.6. Мебель XVII-XVIII вв.

Мебель XVII-XVIII вв.


На смену стилю Возрождения в конце XVI века пришел новый стиль — барокко, который господствовал в Европе до середины XVIII века. Стилю барокко в мебели свойственны контрастность, стремление к величию и пышности. Особенно роскошны интерьеры и мебель.

В интерьерах широко используют лепку, скульптуру, роспись, мрамор, позолоту. Внутреннее пространство помещений зрительно увеличивают за счет введения живописных плафонов. Такой же пышностью и разнообразием форм отличается мебель: консоли (пристенные столы), скамьи, столы, кресла и бюро. Основные способы отделки мебели — фанерование и техника деревянного набора. Мебель для сидения становится более удобной: появляются стулья и кресла с мягкими сиденьями, удобные подлокотники и спинки.

В то же время усложняется пластическое решение мебели. Кресла снабжены либо конусными с кувшинообразным расширением в верхней части, либо изогнутыми ножками, а также проножкой в форме слегка изогнутой крестовины с резным вазоном посередине. Мягкая мебель массивна, украшена резьбой и обита темным бархатом с крупным узором. Табуреты и стулья делают с изгибающимися ножками, которые имеют резьбу с элементами позолоты.

Столы шести- или восьмиугольной формы, края столешниц обрабатывали резным орнаментом. Применяемые в период Ренессанса ножки в виде массивных опор заменяются одной точеной в виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на добротном и массивном основании, также сплошь покрытом резьбой.

Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати и ее атрибутов. Теперь, как основной декоративный элемент у кровати остается балдахин, который крепится к стене консолью как и прежде, однако высокие точеные или витые колонки, которые его поддерживали исчезают.

Одним из крупнейших мастеров французского барокко становится Андрэ Шарль Буль — он первым начинает применять в качестве декоративной отделки мебели панцирь черепахи, активно развивает мебельное дело, значительно расширяет столярные мастерские в Лувре, нанимает на работу выдающихся мастеров.

Стиль прикладного искусства первой четверти XVIII в. является переходным этапом к искусству стиля рококо. Во Франции его называют стилем регентства, что очень условно, так как изменение стиля намечается уже около 1700 г., а Филипп Орлеанский становится регентом при малолетнем короле Людовике XV лишь в 1715 г.

Мебель стиля регенства сохраняет черты французского барокко как в композиции, так и в орнаментике изделий, но по форме и декоративному решению значительно проще. Классические орнаментальные мотивы в мебели вытесняются легкими и растительными арабесками, В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление легкости. Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686-1768) — великого мастера элитной мебели, краснодеревщика.

Середина XVIII в. связана с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические круги — обладатели значительных богатств — стремятся к роскошной жизни, комфорту. Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства. Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными и изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. В интерьерах значительную роль начинает играть мебель — ее размещают группами для создания большего комфорта.

Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, часто вводят живо трактованные ветви растений а также цветы. Появились новые виды мебельных изделий: бержер (глубокое кресло), диван в форме соединенных двух — трех кресел, секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые тумбочки.

Очень интересной является история развития стиля рококо в Англии — вся мебель этой эпохи в Англии ассоциируется с именем выдающегося мебельных дел мастера Томаса Чиппендейла, который изначально был простым резчиком по дереву, однако вскоре, благодаря любви к мебельному делу становится очень популярным.

Чиппендейл на основе анализа и глубокого изучения предшествующих мебельных стилей создает свой, неповторимый и элегантный стиль, который позже стали называть Английским рококо. Это был стиль в мебели, который объединял элементы традиционного французского рококо с некоторыми новыми английскими мотивами и что больше всего — с китайскими орнаментами. Поначалу такая мебель казалась даже несколько несуразной и, можно сказать, косолапой, но это не помешало ей позднее завоевать Европу.

При смене стилей практически всегда происходит их частичное слияние,
особенно если эти стили очень контрастны. Так случилось и со стилем
классицизм — далеко не сразу в мебели отошли в прошлое гнутые линии рококо

поначалу они стали несколько выпрямляться, но при этом уже соседствуя с античными формами. По правде сказать, иногда можно встретить прекрасные
образцы мебельного искусства переходного стиля, которые намного более интересны чем представители, несущие в себе исключительно чистый стиль.

Мебельные мастера начинают все больше обращаться к наследию Рима и Древней Греции для более тонкого построения нового стиля. Уже в ранних работах прослеживается основной принцип — отказ от криволинейных форм, лишней напыщенности, разумное количество декора. Серьезные отличия возникают и в конструктивных особенностях построения мебели, которые можно легко отследить на примере изготовления ножек — если предыдущие стили предполагали использование плавных переходов каркаса непосредственно в саму ножку, создавая тем самым иллюзию монолитности, то стиль классицизм, следуя правилам античности, пытается преподнести ее как независимый элемент, подчеркивает ее функциональность — прежде всего несущий элемент.

Мебельное искусство Китая веками оказывало сильнейшее магическое влияние на прикладное искусство Европы. Изделия китайского стиля в XVIII веке имели широкую популярность среди европейцев. Путешественники и богатые коллекционеры ввозили в Европу дорогостоящий китайский фарфор и экзотические мебельные изделия.

Технологию изготовления лаковой мебели и лакового покрытия китайцы освоили еще 2500 лет назад и долгое время хранили рецепты своих лаков в тайне, передавая от поколения к поколению. В изготовлении лаковой мебели китайцы использовали золотую отделку на черном, коричневом или красном фоне, а также использовали резьбу по лаку, где предметы украшались резной орнаментикой по толстому слою лака.

Китайцы, в отличие от японцев, спали не на полу, а на кровати. Характерна исключительно только для китайского стиля кушетка (так называемый кан), имеющая три плоскости вокруг плетеного лежака или деревянного ложа. Кровать часто снабжают ткаными или реечными перегородками. Мебель для сидения изготавливали на низких ножках, а в дальнейшем кресла и стулья приобрели традиционную форму.

Особо стоит отметить изящные декорированные высокие лаковые столики на точеных ножках с круглой столешницей небольшого диаметра, которые впоследствии пользовались огромной популярностью во Франции. В начале XVIII века появились столики с S — образными гнутыми ножками, которые послужили прототипом ножки «кабриоль» ранней эпохи барокко в Европе. К национальным китайским видам мебели можно отнести лакированные табуреты, своеобразной конструкции, которые удобно
становятся одна на другую, не загромождая площадь и исполняя различные функции. Огромную роль в интерьере играют живописные китайские ширмы.

Японская мебель XVIII — XIX веков оказала сильное влияние на формы мебельного стиля модерн и экспериментального мебельного течения формализм. Легкие лаковые шкафчики со своеобразной декоративной конструкцией японского стиля нашли свое отображение в мебели Европы конца XIX века. Переняли европейцы японские ширмы, современные раздвижные дверки и межкомнатные перегородки.

Японская мебель характерна ассиметричными неправильными формами в исполнении отдельных элементов и их непрерывное повторение, как будто прозвучавшая нота эхом застыла в пространстве. Японский мебельный стиль невозможно перепутать ни с одним восточным, а уж тем более с европейским
стилем.

Бесплатно
и интересно!

Тест-калькулятор на расчет стоимости кухни
“Как сэкономить при заказе кухни”
Бесплатно пошаговая PDF-инструкция

Выберите куда вам выслать?

Cогласен с условиями политики конфиденциальности данных

Написать